(Крестьянкин Иван Михайлович; 29.03.1910, Орёл - 5.02.2006, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), архим., прав. старец. Из семьи мещан. Рано лишился отца, воспитывался матерью. С детства прислуживал в Ильинском (Николо-Песоцком) храме Орла. В 10 лет совершил паломничество в с. Спас-Чекряк к прав. старцу прот. священноисп. Георгию Коссову. Был иподиаконом Орловского архиеп. сщмч. Серафима (Остроумова). В 1925 г. поступил сразу в 7-й класс средней школы. По окончании школы с 1929 г. учился на бухгалтерских курсах. Работал в Орле по специальности, но был уволен за отказ выходить на службу в церковные праздники. В 1932 г. переехал в Москву, стал бухгалтером на небольшом предприятии. Активно участвовал вместе с двоюродными братьями Александром (впосл. архим. Афанасий) и Василием (впосл. иером. Владимир) в церковной жизни Москвы, во встречах и в беседах правосл. молодежи. Был духовным сыном последнего оптинского старца игум. Иоанна (Соколова).
20 июля 1944 г. назначен псаломщиком в храм в честь Рождества Христова в Измайлове. 14 янв. 1945 г. рукоположен целибатом во диакона Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище. 7 окт. того же года сдал экстерном экзамены за курс ДС. 25 окт. 1945 г. рукоположен Патриархом Алексием I в Христорождественской ц. в Измайлове во иерея к этому храму. В 1946 г. определен ризничим возвращенной Церкви Троице-Сергиевой лавры, но вскоре был отозван на прежнее место служения. С 1947 г. заочно обучался в МДА, подготовил дипломную работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Много проповедовал; несмотря на относительную молодость, пользовался большим уважением прихожан, что не осталось без внимания со стороны представителей власти.
В ночь на 30 апр. 1950 г. арестован. Был помещен в Лубянскую тюрьму, в июле переведен в Лефортовскую, в авг.- в Бутырскую. На допросах не признал себя виновным, не стал давать показания против др. лиц. 6 сент. того же года особым совещанием при МГБ СССР приговорен за «антисоветскую агитацию» к 7 годам ИТЛ строгого режима. 8 окт. отправлен по этапу в Каргопольлаг на территории Архангельской обл., работал на лесоповале. В окт. 1953 г. по состоянию здоровья переведен в лагерь для инвалидов близ г. Куйбышева (ныне Самара), работал там бухгалтером. 12 февр. 1955 г. было принято решение о его условно-досрочном освобождении.
В 1956 г. был определен Псковским еп. Иоанном (Разумовым; впосл. митрополит) в причт Свято-Троицкого собора г. Пскова. В 1958 г. по приглашению Рязанского еп. Николая (Чуфаровского) перешел служить 2-м священником в Троицкий храм с. Троица Спасского р-на Рязанской обл. С дек. 1959 г. на той же должности в храме во имя святых Космы и Дамиана с. Летова Рыбновского р-на. В июне 1962 г. переведен в храм Воскресения Христова с. Борец Сараевского р-на. В 1964 г. назначен настоятелем в ц. во имя свт. Николая с. Некрасовка Ермишинского района. С февр. 1966 г. настоятель Никольской ц. г. Касимова. Многочисленные перемещения с одного прихода на другой были связаны с вмешательством со стороны местных властей, к-рым не нравился активный священник, не только прекрасно проповедовавший, но и занимавшийся восстановлением и обустройством храмов, в к-рых он служил. И. посещал до закрытия в 1961 г. Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, окормлялся у ее духовника схиигум. Серафима (Романцева), с которым поддерживал отношения и после закрытия Глинской обители. 10 июля 1966 г. негласно пострижен в г. Сухуми схиигум. Серафимом в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Богослова. По благословению Патриарха Алексия I направлен в Псково-Печерский мон-рь, в котором пребывал с 5 марта 1967 г. до кончины.
В 1970 г. возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. Обладал даром подлинной христ. любви к ближним. Этот дар, к-рый он имел от рождения, приумножался в годы страданий в заключении. Кроме того, в пастырской деятельности ему сопутствовал дар рассуждения и постижения духовного состояния ближнего, особенно проявившийся в мон-ре. Одним из определяющих правил своей жизни он считал следование воле Божией, проявляющейся во всех обстоятельствах, если человек с терпением и с рассуждением воспринимает все, что происходит с ним в повседневности, следует Евангелию и исполняет заповеди Божии.
Дар молитвы о немощных и утешения скорбящих и страждущих привлекал к нему тысячи людей, ищущих помощи и утверждения в вере. Множество людей, занимавших разное положение в обществе, искали у него духовной помощи, руководства и благословения. Миряне и священнослужители на протяжении мн. лет пользовались его наставлениями и советами. Сохранилась и опубликована небольшая часть писем, к-рые отправлял он в разные города и села своим духовным чадам, сотни и тысячи людей черпали утешение и наставление в его посланиях. В книгах проповедей отражены особый дар и умение И. наставить людей на путь истинной веры; на дисках звучит голос пастыря, записанный в разные годы его служения. В 2005-2006 гг. Свято-Успенский Псково-Печерский и Спасо-Преображенский Соловецкий мон-ри выпустили аудиодиски с проповедями И.: «От избытка сердца уста глаголют»; «Блажени мертвии, умирающие о Господе»; «Богородице, христианом Помощнице»; «Отверзу в притчах уста моя»; «Возсия мирови свет Разума»; «Смерти празднуем умерщвление». И. был предстателем, скорым помощником и заступником неск. поколений людей, с благодарностью хранящим его память.
Награждался орденами св. Владимира 3-й степени (1978), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), св. Даниила Московского 2-й степени (2000), прп. Серафима Саровского 1-й степени (2005).
И. преставился в день памяти новомучеников и исповедников Российских; 7 февр. отпевание старца возглавил Псковский и Великолуцкий архиеп. Евсевий (Саввин; ныне митрополит) в сослужении 4 архиереев и 120 иереев при стечении большого количества православных. И. был погребен в пещерах Псково-Печерского мон-ря, на месте прежнего захоронения прп. Симеона Псково-Печерского.